2 миллиона музыкальных записей на Виниле, CD и DVD

Музыка и песни Franz Schreker (1878-1934) / Franz Schreker (1878-1934)

-23%
CD
Есть в наличии
5449 руб.
4212 руб.
Vorspiel zu einem Drama; Valse lente; Ekkehard op. 12; Zwischenspiel aus "Die Schatzgräber"; Nachtstück aus "Der ferne Klang"; Fantastische Ouvertüre op. 15
-44%
CD
Есть в наличии
4199 руб.
2349 руб.

Отзывы

Фонофорум 2/94: "Запись постановочного Постановочного исполнения произведения театром PPP-Musiktheater сабина Фуэс в роли Марго демонстрирует гибкое меццо замечательного гибкое меццо поразительного качества звучания Качество звука"
2 CDs
Под заказ
7549 руб.

Артикул: CDVP 3849239

EAN: 0028948639908

Состав: 2 CDs

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 17-03-2023

Лейбл: DGG

Жанры: Orchesterwerke 

Музыкальная жизнь немецкоязычного мира в начале XX века была чрезвычайно разнообразной. Некоторые композиторы постепенно отходили от тонального языка романтизма и эстетически осваивали новые сферы. Они стали сочинять в свободной тональности и пробовать новые звуки. Наиболее ярким их представителем был Арнольд Шёнберг, а позже к новому стилю письма присоединились его ученики Альбан Берг и Антон Веберн. С другой стороны, были композиторы, которые по-прежнему чувствовали себя в романтизме как дома и не хотели отказываться от мажорно-минорной тональности, даже если доводили ее до крайних пределов. Франц Шрекер принадлежал к этой группе. Он родился Францем Шрекером в княжестве Монако в 1878 году, но позже сменил фамилию на Шрекер с длинной е. Его отец был еврейским придворным фараоном. Его отец был еврейским придворным фотографом из Богемии, мать происходила из старинного штирийского дворянского рода. После ранней смерти отца семья Шрекера переехала в Линц и, наконец, в Вену. Там Шрекер начал учиться игре на скрипке, но вскоре перешел в класс известного педагога по композиции Роберта Фукса, подготовившего целый ряд композиторов, ставших впоследствии знаменитыми, среди которых Густав Малер, Гуго Вольф, Жан Сибелиус, Рихард Штраус

Первая опера Шрекера "Пламя" была написана в 1902 году, но при жизни композитора она не была поставлена. Гораздо более значимым проектом стала его вторая опера "Ферн Кланг". Она имеет ярко выраженные автобиографические черты, как признавался сам Шрекер, ее премьера состоялась во Франкфурте-на-Майне в 1912 году и сразу же принесла ему известность. Действие пьесы происходит около 1900 года в Германии и Венеции, и в центре ее - молодой композитор Фриц, который не может больше выносить мелкобуржуазного заточения дома, бросает свою невесту Грете и уезжает в Венецию. Там он надеется найти "загадочный, потусторонний звук". Но тоска по Грете снедает его, и он отправляется на ее поиски. В конце концов он находит ее в публичном доме, где она предлагает свои услуги в качестве знатной куртизанки. Фриц оскорбляет ее, называя блудницей, и снова покидает ее. Через пять лет в придворном театре состоялась премьера его оперы "Арфа". Грете приходит на спектакль, но, узнав себя в главной роли, испытывает приступ слабости. Премьера превращается в фиаско. Грете становится известно, что Фриц смертельно болен. Они встречаются вновь, но для совместного счастья уже слишком поздно: Фриц находит в смерти тот таинственный "далекий звук", о соблазнительной иллюзии которого он мечтал всю свою жизнь, который соединяет его с вновь обретенной Гретой.

Художник, которого всегда интересовала музыка начала XX века, - Кристоф Эшенбах. Он интенсивно работал, например, с произведениями Альбана Берга, Арнольда Шёнберга, Александра Землинского. В 2004 году он исполнил прелюдию к опере "Гезихнетен" с тогдашним Симфоническим оркестром NDR, а в 2010 году - Камерную симфонию с ансамблем Ensemble intercontemporain в Париже. "Камерная симфония меня совершенно очаровала, поэтому я очень хотел ее записать", - признается Эшенбах. "Это действительно масштабное произведение, тонко выверенное, с очень большим количеством различных граней" В целом Эшенбах восхищается использованием Шрекером оркестровых тембров: "Его инструментарий был очень прогрессивным, - объясняет он, - он продвинул малерианскую симфоническую музыку дальше" Однако в произведениях Шрекера, по его словам, нелегко "подобрать нужные краски, услышать и воспроизвести их. Для этого нужна огромная музыкальность, - подчеркивает дирижер, - которая, однако, абсолютно присутствует в Концертхаусоркестре. Он сразу же отождествился с этой музыкой"

В качестве дальнейших оркестровых произведений Эшенбах выбрал "Клейную сюиту для камерного оркестра" - неоклассическое произведение, написанное Шрекером для радио в 1928 году, а также "Романтическую сюиту" (1903), "которая, однако, уже не столь романтична, поскольку уходит далеко в современную эпоху", - подчеркивает Эшенбах. "В ней уже заметны элементы экспрессионизма" По мнению Эшенбаха, отдельные произведения Шрекера находятся под сильным влиянием экспрессионизма - музыкального стиля, призванного выражать в музыке эмоции человеческой души. Поэтому его не удивило, когда он узнал, что Шрекер был дружен с Зигмундом Фрейдом. Еще одно экспрессионистское произведение - "Nachtstück" из упомянутой выше оперы "Der ferne Klang", инструментальная интерлюдия, которую Эшенбах назвал "великолепной симфонической поэмой" и поэтому также выбрал для альбома.

Те, кто пишет о Шрекере, обычно концентрируются на его операх, поэтому его песни, к сожалению, часто остаются без внимания. Кристоф Эшенбах очень ценит их, в том числе и из-за их зачастую символистски окрашенных текстов, и поэтому решил дополнить оркестровые произведения альбома песнями. Vom ewigen Leben - две "лирические песни" для сопрано с оркестром (1923 / 1927) на стихи американского лирика Уолта Уитмена. Пять песен для низкого голоса (1909 / 1922) написаны на стихи австрийской поэтессы-символистки Эдит Ронспергер, за исключением первой песни, которая взята из сборника арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Вместе пять стихотворений образуют цикл, который проходит путь от тоски по любимому человеку до отчуждения, отчаяния, ностальгических воспоминаний, смерти и искупления. В то время, когда Шрекер написал эти песни, он был введен в круг Шенберга. Шенберг пригласил его исполнить эти песни перед своими учениками - среди них присутствовал Альбан Берг - и добился того, чтобы цикл был включен в концерт новой австрийской музыки в 1912 году.

В качестве исполнителей песен Эшенбах выбрал израильское сопрано Чен Райсс и немецкий баритон Маттиас Гёрне. С обоими артистами Эшенбаха связывают долгие годы сотрудничества в рамках многих проектов. Так, с Герне он записал циклы песен Шуберта и Брамса, а с Райссом исполнил в Вене "Волшебную флейту" и другие произведения. "Оба они - мастера интерпретации текста", - объясняет он свой выбор. Теперь не хватало только небольшого "угощения", чтобы завершить программу. Эшенбах выбрал Valse lente, "очень очаровательную пьесу. Короткая, очень интимная и очень венская. Она очень хорошо подходит в качестве контраста к другим произведениям"
Вверх