Музыка и песни Heinz Holliger (geb. 1939) / Heinz Holliger (geb. 1939)
Артикул: CDVP 281938
EAN: 0028947619413
Состав: CD
Состояние: Новое. Заводская упаковка.
Дата релиза: 07-01-2022
Лейбл: Ecm Import
Исполнители: Holliger Heinz, oboe / Холлигер Хайнц, гобой Zehetmair Thomas, violin / Цеэтмайр Томас, скрипка Heinz Holliger (geb. 1939) / Heinz Holliger (geb. 1939)
Композиторы: Ysaÿe, Eugène / Изаи Эжен
Исполнители: Holliger Heinz, oboe / Холлигер Хайнц, гобой Zehetmair Thomas, violin / Цеэтмайр Томас, скрипка Heinz Holliger (geb. 1939) / Heinz Holliger (geb. 1939)
Композиторы: Ysaÿe, Eugène / Изаи Эжен
Оркестры/Хоры: SWR-Sinfonieorchester Baden-Baden und Freiburg / Симфонический оркестр Юго-Западного радио Германии
Жанры: Violinkonzerte Камерная и инструментальная музыка Концерт
www. klassik-heute. com
В своих методичных поисках все новых и новых проявлений творчески полезного безумия композитор Хайнц Холлигер натолкнулся на несчастного швейцарского музыканта и художника Луи Соуттера (1871-1942), одного из тех несчастных людей, чей очевидный талант или даже гениальность так жестоко столкнулись с ближайшим окружением, что в конце концов оказались в больнице. Соуттер изучал естественные науки и архитектуру, был учеником Эжена Изаи по классу скрипки, некоторое время преподавал в США, а после возвращения на родину зарабатывал на жизнь скрипкой в оркестре женевского театра, из которого Эрнест Ансерме вскоре создал Оркестр швейцарской романской музыки. Суттер, видимо, оказался весьма непокорным, поскольку руководитель нового оркестра перевел его с первых скрипок на последнюю парту вторых - а затем и на свежий воздух. Прожив некоторое время в качестве бродячего денди, пятидесятилетний музыкант по инициативе семьи попал в лечебницу, где на протяжении двух десятилетий создавал тревожные, трогательные и обширные рисунки и картины.
Холлигера давно привлекали подобные фигуры. Это изгои, "существование на обочине": Роберт Вальсер, Адольф Вёльфи, затем, конечно, трагический Скарданелли (= Гёльдерлин в башне), которого Холлигер буквально препарировал в своем одноименном цикле, используя его для собственного вдохновения. Судьба пострадавших, вероятно, интересует его лишь постольку, поскольку ее можно использовать. Композитор никогда не задается вопросом, кто изгнал изгоя, кто отодвинул существование на второй план, кому помешал талант, кто позаботился о том, чтобы "чрезмерный энтузиаст" в конце концов сорвался...
Важны лишь те явления, которые можно увидеть, услышать или прочитать со стороны: мучительные образы истерзанных душ, отчаянные крики людей, которых, кажется, планомерно довели до гибели. Действительно ли прошло столько времени с тех пор, как Джозеф Меррик, Человек-слон, ходил по ярмаркам? И неужели самонадеянно видеть лишь небольшое отличие от того журналистского сенсационного вуайеризма, который ежедневно обрушивается на нас практически по всем телевизионным каналам?
Скрипичный концерт Хайнца Холлигера "Hommage à Louis Soutter" вызывает противоречия. И даже не по музыкальным причинам: На самом деле мы слышим и переживаем захватывающее, необычайно многогранное произведение, перемежающееся множеством аллюзий (в том числе и особенно на Третью сольную сонату Эжена Изаи), к тому же безмерно благодарное блестящему солисту Томасу Цехетмайру, которое следует убедительной драматургии вплоть до бессильного молчания четвертой и последней части. Не возмущает и то, что Холлигер очень хитроумно превращает свой заказ к 75-летию Оркестра Французской Швейцарии в посмертную атаку на великого основателя ансамбля, тем самым подсознательно делая его соучастником психологического падения Соуттера. Нет, неприятны лишь зрительское отношение, лишь мнимое сочувствие к человеческим трагедиям, этот "синдром Дэвида Хелфгота" (= мой орех больше твоего) - без малейшей попытки искренней помощи или, если это уже невозможно, без попытки помочь избежать подобных событий в будущем.
По крайней мере, надо отдать должное композитору: в своем красноречивом, несколько эксгибиционистском тексте он даже не утверждает, что имел в виду что-то иное, кроме скрипичного концерта. Соуттер стал для него источником вдохновения, заставив, по его собственным словам, отойти от преимущественно медленной, статичной музыки и создав за "восемь-девять дней, как в бреду", "физическую, танцевальную, двигательную музыку", которая обладает своими достоинствами. Отсюда и тройная десятка: за звучащее произведение, за интерпретацию (в том числе и сольной сонаты Изаи), за довольно тщательно оформленный буклет с фотографиями Соуттера, относящимися к концерту, и за (возможно, непреднамеренное) предложение задуматься над вопросом о человеческом сопереживании и границах демонстрации даже без ежедневных новостных и журнальных программ.
Rasmus van Rijn (16.07.2004)
Художественное качество: 10
Качество звука: 10
Общее впечатление: 10