2 миллиона музыкальных записей на Виниле, CD и DVD

Музыка и песни Mateus Mario / Матеуш Марио

1 CD
Под заказ
3799 руб.
Жозе Вианна да Мотта — одна из самых значительных фигур в истории португальской музыки. Он известен не только как композитор и пианист, но и как преподаватель, администратор и редактор. Вианна да Мотта олицетворяет расцвет португальского романтизма, и, в тоже время, он стоял у истоков истинно национального мышления. Вианна да Мотта родился на острове Сан–Томе в 1868 году. Когда ему исполнилось два года семья переехала на материк. С 1875 по 1881 год он учился в консерватории Лиссабона, в эти же годы состоялись первые публичные концерты Вианны да Мотта, в программу которых входили и его собственные сочинения. Дар юного музыканта очень быстро был широко признан. При поддержке португальской королевской семьи Вианна да Мотта продолжил пианистическое и композиторское образование в Берлине. В 1884 году он впервые посетил Байройт и с тех пор находился под глубоким впечатлением от творчества Вагнера. Годом позже Вианна да Мотта играл для Листа. Музыкант вспоминал: „Он не остановил меня, но после окончания моего исполнения сказал: „Играйте немного осторожнее, не торопитесь в начале. Вы можете прийти еще раз“. С этими последними словами Листа мой сон стал явью. Я был допущен в его окружение“. После смерти Листа Вианна да Мотта оставался в Берлине. Он занимался с Хансом фон Бюловым, стал близким другом Бузони, играл в ансамбле с великими Сарасате и Изаи. С 1892 по 1906 годы композитор путешествовал с концертами по Соединенным Штатам и Южной Америке. В 1914 году он покинул Берлин, так как получил предложение преподавать фортепиано в консерватории Женевы, а в 1917˜м вернулся в Лиссабон, где принял директорство в Консерватории, которой руководил вплоть до 1938 года. Жозе Вианна да Мотта продолжал исключительно активную карьеру до 1945˜го и умер в 1948 году. Симфония „К Родине“ была завершена в 1895 году. Она является одним из трех крупных сочинений (Увертюра „Донна Иньес де Кастро“ в их числе), вдохновленных поэзией великого Камоэнса. Выбор Камоэнса, национального поэта Португалии, был далек от примитивного ура-патриотизма. Созданное в период культурного и экономического застоя, это сочинение явилось вкладом Вианны да Мотта в обновление славы страны. Четвертая, финальная часть симфонии даже имеет подзаголовок „Упадок — Борьба — Возрождение“. В то же время, в произведении проявляется влияние Листа и Вагнера, очевидны отражения классического симфонизма, а национальное начало вдохновлено русской композиторской школой. Грандиозная концепция симфонии заставляет вспомнить творчество Густава Малера, чьим современником был Вианна да Мотта. Первой части (Allegro eroico) предпослано четверостишье Камоэнса: „Подари мне теперь высокие и благородные звуки, напыщенный и изобильный стиль“, которое очень точно характеризует ее музыкальный характер. Многое в сонатной форме первой части перекликается с традициями русской „Могучей кучки“, в разработке композитор отдает безусловную дань гению Бетховена. Вторая, медленная часть, стала замечательным достижением Вианны да Мотта. Она вдохновлена любовным сонетом Камоэнса и является самой продолжительной в симфонии. Восхитительный рассказ начинают струнные инструменты, разделенные на два квартета, причем один из них засурдинен. Рапсодический характер гармонии и движения отсылает нас к творчеству Листа. Впечатляет удивительное тембральное богатство партитуры, построенное на постоянном чередовании звучания различных оркестровых групп. Третья часть сильно отличается от двух предыдущих. Она основана на двух популярных португальских песнях: As Peneiras и O Folgadinho. Обе стилизованы в характере городской песни при отсутствии серьезных гармонических отклонений. Эти мелодии оказались замечательным музыкальным материалом для очень живого и веселого Scherzo. Четвертая часть вновь переносит нас в мир Листа. „Упадок“ находит свое отражение в сумрачном по характеру Andante lugubre. Вновь можно говорить о высоком мастерстве инструментовки композитора: она и деликатна и интенсивна одновременно. Соло бас кларнета возвращает нас к темам первой части, пасторальная вторая партия постепенно угасает, слабеет. „Борьба“, последовавшая затем в активном движении и звучании, возвращает надежду на светлое будущее. Но это еще не победа. Композитор показывает нам ее в заключительном Maestoso, еще раз проводя все основные темы первой части, но уже в сияющих красках „Возрождения“ Испанская аристократка Иньес де Кастро — примечательная и трагическая фигура в истории Португалии. В 1355 она стала жертвой серьезной любовной и политической интриги. Овдовевший супруг Иньес, португальский Король Педро I, воздвигнул два надгробия в монастыре Алькобаса, увековечив в мраморе историю ее жизни. Увертюра „Донна Иньес де Кастро“ написана одиннадцатью годами ранее симфонии. Она создана для меньшего, чем симфония, оркестра и демонстрирует изумительное знание молодым композитором возможностей оркестровых групп. Важнейшая часть музыкального материала отдана струнным, хотя участие других инструментальных групп, прежде всего духовых, является абсолютно необходимым дополнительным компонентом. Увертюра открывается мистической, „листовского“ характера хроматической темой, а весь эпизод развивается в полный пятиголосный контрапункт. Следующая затем быстрая часть запоминается превосходной темой трубы на фоне тремоло струнных. Эти две темы и формируют основную структуру сочинения вместе с несколько воинственным Allegro. После второго проведения быстрой части тема трубы возвращается вновь, но уже в мощном звучании всего оркестра. В репризе сочинения первая тема постепенно угасает, как будто истощенная мощной энергией, но неожиданно появляется Allegro, добавляя в финал Увертюры ноту яркого, сверкающего оптимизма. Ivan Moody (перевод: Northern Flowers)
Хит продаж
1 CD
Под заказ
5999 руб.

Артикул: CDVP 187607

EAN: 5902547005171

Состав: 1 CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 01-01-2006

Лейбл: Dux Records

Показать больше

Жанры: Оркестровые произведения  Симфоническая музыка 

Вверх