4 миллиона музыкальных записей на Виниле, CD и DVD

Музыка и песни Leopold Hofmann (1738-1793) / Leopold Hofmann (1738-1793)

CD
Под заказ
8799 руб.

Артикул: CDVP 002670

EAN: 0636943474822

Состав: CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 23-07-2001

Лейбл: Naxos Historical

Показать больше

Жанры: Flötenkonzerte  Концерт 

Из всех венских современников Гайдна Леопольд Хофманн был, пожалуй, самым успешным и популярным композитором-концертмейстером. В течение двадцати лет (около 1758-1778 гг.) он написал около шестидесяти сольных концертов для различных инструментов, в том числе тринадцать для флейты. До недавнего времени единственным записанным сочинением Хофмана был Концерт для флейты с оркестром D (Badley Dl), который в течение многих лет выдавался за сочинение Йозефа Гайдна. Тот факт, что авторство Хофмана было установлено еще в 1933 году, практически ничего не изменил: Гайдн был хорошо известен, Хофман - нет. Теперь, когда репутация Хофмана стала гораздо более надежной, представляется маловероятным, что такая ситуация сохранится, особенно в свете публикации и записи других флейтовых концертов композитора.
Два самых ранних флейтовых концерта Хофмана не могут быть идентифицированы и, возможно, не сохранились; они известны только по их появлению в описи музыкальных произведений семьи Эстерхази, составленной около 1758 г. Тринадцать сохранившихся концертов, вероятно, относятся к 1760-м годам, хотя не исключено, что по крайней мере несколько произведений, включая D1 и e1, были написаны в 1770-е годы. Поскольку интерес Хофмана к сочинению флейтовых концертов невозможно совместить ни с его профессиональными обязанностями церковного музыканта, ни с исполнительской деятельностью - Хофман был прекрасным скрипачом и клавишником, - представляется вероятным, что большинство, если не все, произведения были написаны на заказ. В отличие от камерной музыки для флейты, которая явно была написана с расчетом на любительский рынок, флейтовые концерты Хофмана производят впечатление написанных для профессиональных исполнителей. Сольные партии технически совершенны, а оркестровое письмо не уступает симфониям композитора. Ни одно из этих произведений не было опубликовано при жизни Хофмана, хотя их регулярное появление в современных каталогах позволяет предположить, что они были достаточно хорошо известны за пределами Вены.
Сохранение большинства концертов в одном сборнике - в Регенсбургской библиотеке Furst Thurn und Taxis'sche Hotbibliothek - убедительно доказывает, что композитор был связан именно с этим двором. В пользу этой точки зрения говорит и наличие партитуры концерта для флейты в автографе (G3) - единственного известного нам автографа Хофмана для инструментального произведения, который в других случаях совершенно неизвестен. Среди наиболее выдающихся представителей княжеского музыкального истеблишмента в Регенсбурге был знаменитый флорентийский флейтист Флоранте Агостинелли. Концерты, несомненно, были приобретены именно для Агостинелли, и вполне возможно, что некоторые из них, возможно, те, о которых нет других источников или подтверждающих каталожных записей, были написаны по его заказу или для него.
По форме, стилю и структуре флейтовые концерты Хофмана имеют большое семейное сходство с другими его концертами. Схож и их музыкальный язык, но, как и в других произведениях, идиоматичность сольного письма придает им особую выразительность. Флейта, по-видимому, особенно хорошо подходит для музыкального языка Хофмана, и, возможно, его увлечение этим инструментом свидетельствует о том, что он сам осознавал этот факт. Главные достоинства этого инструмента - подвижность и тонкость тембра; он способен исполнять переливы, быстрые пассажи и тонкие филигранные орнаменты, которые являются неотъемлемой частью концертного стиля Хофмана. Мягкость тембра флейты ставит перед композитором ряд задач, и Хофман тщательно следит за тем, чтобы инструмент не был замаскирован оркестром даже при игре в низкой тесситуре. В результате легкость стиля и ясность фактуры делают эти придворные, элегантные произведения прекрасными представителями своего времени и места.
Четыре произведения, представленные на этой записи, одновременно типичны для флейтовых концертов Хофмана и в то же время обладают ярко выраженным индивидуальным характером. Концерт D3 был выставлен на продажу в каталоге Брейткопфа в 1767 году; вероятно, он был написан по крайней мере на год или два раньше. Хотя сохранилось всего два экземпляра произведения - регенсбургский и пражский, его появление как в каталоге Брейткопфа, так и в каталоге Рингмахера (Берлин, 1773) позволяет предположить, что в течение VIII века оно имело достаточно широкое хождение. Самой необычной особенностью произведения является финал Tempo di Menuet, который в других флейтовых концертах Хофмана не встречается.
Значительное число произведений Хофмана сохранилось в одном источнике, в том числе и многие флейтовые концерты. G3 представляет собой уникальную проблему, поскольку сохранилась только партитура с автографом, а в современных тематических каталогах нет никаких свидетельств о существовании каких-либо других копий. Однако еще более примечательно то, что в архиве, где хранится автограф, - Хофбиблиотеке Фюрста Турна и Таксиса в Регенсбурге - нет исполнительских партий. Хотя не исключено, что они когда-то существовали и были утеряны, должна оставаться вероятность, пусть и весьма отдаленная, что произведение никогда не исполнялось.
Поскольку автографов Хофмана сохранилось так мало, невозможно сделать какие-либо выводы относительно использования им различных видов бумаги - тем не менее, бумага, использованная в партитуре G3, оказалась неожиданной: найдены два вида: один с водяным знаком Лаутербах б. Брегенц (обычно использовался во время первого издания), другой - с водяным знаком второго издания. Брегенц (широко использовался в период ок. 1757-1780 гг.); другой A. Steinhauser (около 1757-1798 гг.) - Использование этих бумаг указывает на то, что Хофманн находился вне Вены в период сочинения G3; возможно, он даже посетил Регенсбург в это время и подарил - или продал - автограф партитуры двору до того, как о ее существовании стало известно в других местах Типы бумаг не дают никакой полезной информации о дате создания произведения, хотя сама партитура дает одну подсказку - Хофманн озаглавил партитуру "Concerto per il flauto Traverso ex g Da Leopoldo Hoffmann D: S:M:"; написание фамилии композитора позволяет предположить относительно раннюю дату сочинения, так как он принял написание "Hofmann" примерно в конце 1760-х годов. Поэтому можно предположить, что произведение было написано, скорее всего, в начале-середине 1760-х годов. В текстовом отношении партитура также показательна. Несмотря на абсолютную законченность во всех деталях, она имеет следы переработки. Так, например, второе соло в первой части сокращено на несколько последовательностей в полном объеме перед вступлением оркестра в Ритомелло 3. Аналогичным образом, в финале первоначально была предусмотрена каденция, но три такта, предшествующие каденции 6/4, и три заключительных такта были сильно вычеркнуты. Хофман подписал партитуру посвящением P:[?]A: M: D: G1: ("Во славу Божию"), которое также присутствует на автографе контрафактурной партии в изложении Salve Regina.
Как и флейтовые концерты D2, D5 и G3, сохранившиеся в единственном экземпляре в Регенсбурге, D4 не был заявлен в каталоге Брейткопфа. Существует вероятность того, что все четыре концерта были приобретены двором Турн-унд-Таксиса непосредственно у композитора или его представителя. В комплект включена партия basso ripieno - т.е. партия, в которой выписаны только разделы tutti (как и в G1 и G4 данного сборника), что является неоспоримым свидетельством того, что оркестровые силы часто сокращались в сольных частях; солиста, вероятно, сопровождал либо один исполнитель, либо один пульт на партию.
Концерт для флейты с оркестром ми минор - единственное сохранившееся минорное инструментальное сочинение Хофмана. Объявленный в каталоге Брейткопфа в 1781 году, он, вероятно, был написан несколькими годами ранее. Хотя до наших дней дошел только один экземпляр концерта, в двух других источниках сохранилась версия ре минор для гобоя, одна из которых принадлежала гобоисту Йозефу Трибензее, служившему в семье Шварценбергов и с большим успехом игравшему в Вене. Единственный сохранившийся экземпляр e1, как и многие другие флейтовые концерты композитора, хранится в Хофбиблиотеке Фюрст Турн унд Таксисхе в Регенсбурге. Роговые партии, хотя и достаточно эффектные, почти наверняка являются подделкой. Они являются более поздним дополнением к набору частей; они не упоминаются в каталоге Брейткопфа; они также не встречаются ни в одной из двух сохранившихся версий для гобоя. Хотя прекрасная медленная часть e1 является частью экспрессивного пейзажа, знакомого нам по другим концертам, напряженный финал раскрывает совершенно иную сторону творчества Хофмана, о которой можно только сожалеть, что он не пошел дальше.

Хит продаж
CD
Под заказ
4199 руб.

Артикул: CDVP 002669

EAN: 0636943474723

Состав: CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 23-07-2001

Лейбл: Naxos Historical

Показать больше

Жанры: Chamber Music  Classical  Flötenkonzerte  Концерт 

Из всех венских современников Гайдна Леопольд Хофман был, пожалуй, самым успешным и популярным композитором-концертмейстером. За двадцать лет (ок. 1758-1778 гг.) он написал около шестидесяти сольных концертов для различных инструментов, в том числе тринадцать для флейты. Два самых ранних концерта для флейты Хофмана не могут быть идентифицированы и, возможно, не сохранились; они известны только по их появлению в описи музыкальных произведений семьи Эстерхази, составленной около 1758 года. Тринадцать сохранившихся концертов, вероятно, датируются 1760-ми годами, хотя не исключено, что по крайней мере некоторые из них были написаны в 1770-х годах. Поскольку увлечение сочинением флейтовых концертов невозможно совместить с его профессиональными обязанностями церковного музыканта или исполнителя - Хофман был прекрасным скрипачом и клавишником, - представляется вероятным, что большинство, если не все, произведения были написаны по заказу.
В отличие от многочисленных камерных сочинений Хофмана для флейты, которые явно были написаны с расчетом на широкую любительскую аудиторию, его флейтовые концерты вполне могли быть написаны для профессиональных исполнителей. Безусловно, ни по структурной организации произведений, ни по стилю оркестровой литературы они ничем не отличаются от других его концертов, в том числе написанных для собственного использования. При жизни Хофмана ни одно из сочинений не было опубликовано, хотя их появление в современных каталогах позволяет предположить, что они были достаточно хорошо известны за пределами Вены. Сохранение большинства концертов в одном собрании - Хофбиблиотеке фюрста Турна и Таксиса в Регенсбурге - предполагает некую связь композитора именно с этим двором. Эта точка зрения подкрепляется наличием партитуры концерта для флейты в автографе (G3) - единственного известного нам автографа Хофмана для инструментального произведения, который в других случаях совершенно неизвестен. Среди видных представителей княжеской музыкальной жизни Регенсбурга был знаменитый флорентийский флейтист Флоранте Агостинелли. Безусловно, концерты были приобретены для Агостинелли, и не исключено, что ряд произведений - возможно, те, о которых нет других источников или подтверждающих каталожных записей, - были написаны по его заказу или для него.
По форме, стилю и структуре флейтовые концерты Хофмана имеют большое семейное сходство с другими его концертами. Схож и их музыкальный язык, но, как и в других произведениях, высокая идиоматичность сольного письма придает им особое качество. Флейта, по-видимому, особенно хорошо подходит для музыкального языка Хофмана, и, возможно, его увлечение этим инструментом свидетельствует о том, что он сам осознавал этот факт. Главные достоинства инструмента - подвижность и тонкость тембра; он способен на мерцающие пробежки, быстрые пассажи и тонкие филигранные орнаменты, составляющие неотъемлемую часть концертного стиля Хофмана. Мягкость тембра флейты ставит перед композитором ряд задач, и Хофман тщательно следит за тем, чтобы инструмент никогда не заслонял оркестр, даже в его низкой тесситуре. Легкость стиля и ясность фактуры делают эти придворные, элегантные произведения прекрасными представителями своего времени и места.
Из четырех концертов, представленных на этой записи, D1, безусловно, самый известный. По иронии судьбы, своей скромной славой он обязан ошибочному признанию Гайдна, которое увековечивалось издателями и исполнителями на протяжении более двухсот лет. Довольно сложная историческая судьба этого произведения связана с ошибкой в VI дополнении (1771) каталога Брейткопфа, где оно было приписано Гайдну. Атрибуция была исправлена в Дополнении XIV (1781), и вряд ли ошибка сильно повлияла на распространение рукописных копий, поскольку каталог Рингмахера уже в 1773 году правильно приписал D1 Хофману. Более того, можно было бы ожидать, что сохранилось большее количество копий, если бы считалось, что это произведение принадлежит Гайдну. В качестве "гайдновского" произведения сохранилась лишь одна рукопись в коллекции Циттау Экснера, и, несмотря на неверную атрибуцию и отсутствие роговых партий, именно эта копия, по-видимому, послужила основой для большинства современных изданий. Экземпляр D1 (как Гайдна) был представлен в аукционном каталоге Breitkopf and Härtel 1836 года (№ 1022), и Поль упоминает этот экземпляр в своих рукописных заметках о Гайдне, хранящихся в Венском обществе музыкальных товарищей. В течение многих лет D1 привлекал внимание ряда ученых, но вопрос об авторстве Гайдна был окончательно решен только в 1933 году, когда английский ученый Карлетон Спрэг-Смит в статье, опубликованной в журнале Music Quarterly, рассказал о предпосылках долгой путаницы с авторством, основывая свои выводы на более поздней, исправленной записи в Breitkopf. Смит, по-видимому, не знал ни одной сохранившейся копии произведения, приписываемого Хофману. Кроме источника "Гайдн" в Циттау и до-мажорной версии сочинения для гобоя, хранящейся в будапештском музее Бартока Белы Зенемувешети Szakiskila Könyvtár, известны только две копии D1: первая хранится в Государственной библиотеке Берлина, вторая - в Хофбиблиотеке Турна и Таксиса в Регенсбурге. Оба экземпляра совпадают в большинстве деталей, хотя берлинский источник содержит ряд вопиющих ошибок в оркестровых партиях. Если порядок появления флейтовых концертов Хофмана в каталоге Брайткопфа хоть в какой-то мере соответствует действительности, то D1, вероятно, относится к числу поздних произведений, наряду с G4 (1772) и el (1781). Он, безусловно, задуман более масштабно, чем некоторые другие концерты, а сложность первой части и симфонический размах финала напоминают о таких произведениях, как блестящий Концерт для виолончели с оркестром D (Badley D3), написанный, вероятно, для Йозефа Вайгля в начале 1770-х годов.
О трех остальных произведениях, представленных на этой записи, известно немного, за исключением того, что они были выставлены на продажу в каталоге Брейткопфа в 1769 году вместе с двумя другими концертами для флейты, G1 и A1. То, что все пять сочинений до сих пор хранятся в Регенсбурге, позволяет предположить, что они могли быть приобретены в комплекте. Копия G2 хранится в Народном музее в Праге, а D6, за вычетом рогов, - в аббатстве Кремсмюнстера; это произведение также значится в каталоге Рингмахера.

Информация о произведении


Из всех венских современников Гайдна Леопольд Хофман был, пожалуй, самым успешным и популярным композитором-концертмейстером. В течение двадцати лет (около 1758-1778 гг.) он написал около шестидесяти сольных концертов для различных инструментов, в том числе тринадцать для флейты. Два самых ранних флейтовых концерта Хофмана не могут быть идентифицированы и, возможно, не сохранились; они известны только по их появлению в описи музыкальных произведений, принадлежавших семье Эстерхази, составленной около 1758 г. Тринадцать сохранившихся концертов, вероятно, датируются 1760-ми годами, хотя возможно, что по крайней мере несколько произведений были написаны в 1770-х годах. Поскольку интерес Хофмана к сочинению флейтовых концертов невозможно совместить ни с его профессиональными обязанностями церковного музыканта, ни с его исполнительской деятельностью - Хофман был прекрасным скрипачом и клавишником, - представляется вероятным, что большинство, если не все, произведения были написаны на заказ.
В отличие от многочисленных камерных сочинений Хофмана для флейты, которые явно были написаны с расчетом на широкий любительский рынок, его флейтовые концерты вполне могли быть написаны для профессиональных исполнителей. Безусловно, ни по структурному построению, ни по стилю оркестрового письма эти произведения ничем не отличаются от других его концертов, в том числе написанных для собственного сочинения. Ни одно из произведений не было опубликовано при жизни Хофмана, хотя их появление в современных каталогах позволяет предположить, что они были достаточно хорошо известны за пределами Вены. Сохранение большинства концертов в одном собрании - Хофбиблиотеке фюрста Турна и Таксиса в Регенсбурге - позволяет говорить о некой связи композитора с этим двором. В пользу этой точки зрения говорит и наличие партитуры концерта для флейты в автографе (G3) - единственного известного нам автографа инструментального сочинения Хофмана, который в других случаях совершенно неизвестен. Среди наиболее выдающихся представителей княжеского музыкального истеблишмента в Регенсбурге был знаменитый флорентийский флейтист Флоранте Агостинелли. Концерты, несомненно, были приобретены для Агостинелли, и вполне возможно, что ряд произведений - возможно, те, о которых нет других источников или подтверждающих каталожных записей, - были написаны по его заказу или для него.
По форме, стилю и структуре флейтовые концерты Хофмана имеют большое семейное сходство с другими его концертами. Схож и их музыкальный язык, но, как и в других произведениях, идиоматичность сольного письма придает им особую выразительность. Флейта, по-видимому, особенно хорошо подходит для музыкального языка Хофмана, и, возможно, его увлечение этим инструментом свидетельствует о том, что он сам осознавал этот факт. Главные достоинства этого инструмента - подвижность и тонкость тембра; он способен исполнять переливы, быстрые пассажи и тонкие филигранные орнаменты, которые являются неотъемлемой частью концертного стиля Хофмана. Мягкость тембра флейты ставит перед композитором ряд задач, и Хофман тщательно следит за тем, чтобы инструмент не был замаскирован оркестром даже при игре в низкой тесситуре. В результате легкость стиля и ясность фактуры делают эти придворные, элегантные произведения прекрасными представителями своего времени и места.
Из четырех концертов, представленных на этой записи, D1 - самый известный. По иронии судьбы, своей скромной славой он обязан ошибочной приписке Гайдну, которая увековечивалась издателями и исполнителями на протяжении более двухсот лет. Довольно неровная историческая судьба этого произведения прослеживается по ошибке в VI дополнении (1771) каталога Брейткопфа, где оно приписывается Гайдну. Атрибуция была исправлена в Дополнении XIV (1781), и вряд ли эта ошибка оказала большое влияние на распространение рукописных копий, поскольку каталог Рингмахера правильно приписал D1 Хофману еще в 1773 г. Более того, можно было бы ожидать, что сохранилось большее количество копий, если бы считалось, что произведение принадлежит Гайдну. Только одна рукопись, хранящаяся в коллекции Экснера в Циттау, дошла до нас как "гайдновская", и, несмотря на неверную атрибуцию и отсутствие роговых партий, эта копия, по-видимому, послужила основой для большинства современных изданий. Экземпляр D1 (как Гайдна) был обнаружен в каталоге Versteigerungskatalog фирмы Breitkopf und Härtel за 1836 год (№ 1022), и Поль упоминает этот экземпляр в своих рукописных заметках о Гайдне, хранящихся в Венском обществе музыкальных друзей. В течение многих лет D1 привлекал внимание ряда ученых, но вопрос об авторстве Гайдна был окончательно решен только в 1933 году, когда английский ученый Карлетон Спрэг-Смит в статье, опубликованной в журнале Music Quarterly, рассказал о предпосылках долгой путаницы в вопросе об авторстве и сделал вывод на основе более поздней, исправленной записи в Breitkopf. Смит, по-видимому, не знал о существовании каких-либо сохранившихся экземпляров произведения, приписываемого Хофману. Помимо источника "Гайдн" в Циттау и до-мажорной версии сочинения для гобоя, хранящейся в будапештском хранилище Bartók Béla Zenemuvészeti Szakiskila Könyvtár, известны только две копии D1: первая из них хранится в Государственной библиотеке Берлина, вторая - в Хофбиблиотеке Турн унд Таксисше в Регенсбурге. Оба экземпляра совпадают в большинстве деталей, хотя берлинский источник содержит ряд явных ошибок в оркестровых партиях. Если порядок появления флейтовых концертов Хофмана в каталоге Брайткопфа хоть в какой-то мере соответствует действительности, то D1, наряду с G4 (1772) и el (1781), вероятно, относится к числу поздних произведений. Он, безусловно, задуман более масштабно, чем некоторые другие концерты, а сложность первой части и симфонический размах финала заставляют вспомнить о таких произведениях, как блестящий Концерт для виолончели с оркестром D (Badley D3), который, вероятно, был написан в начале 1770-х годов для Йозефа Вайгля.
О трех остальных произведениях, представленных на этой записи, известно немного, кроме того, что они были выставлены на продажу в каталоге Брейткопфа в 1769 году вместе с двумя концертами для флейты, G1 и A1. Сохранность всех пяти произведений в Регенсбурге позволяет предположить, что они могли быть приобретены в комплекте. Копия G2 хранится в Народном музее в Праге, а D6, за вычетом рогов, - в Штифте Кремсмюнстера; это произведение также включено в каталог Рингмахера.
Хит продаж
Вверх