Музыка и песни Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор
Артикул: CDVP 020750
EAN: 4600317115471
Состав: CD
Состояние: Новое. Заводская упаковка.
Дата релиза: 18-11-2013
Лейбл: Melodiya
Исполнители: Kagan Oleg, violin / Каган Oлег, скрипка Gutman Natalia, cello / Гутман Наталья, виолончель Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор Kurmangaliev Erik, countertenor / Курмангалиев Эрик, контратенор
Исполнители: Kagan Oleg, violin / Каган Oлег, скрипка Gutman Natalia, cello / Гутман Наталья, виолончель Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор Kurmangaliev Erik, countertenor / Курмангалиев Эрик, контратенор Safiulin Anatoly, bass / Сайфиулин Анатолий, бас Kotova Raisa, mezzo / Котова Раиса, меццо Alfred Schnittke (1934-1998) / Alfred Schnittke (1934-1998)
Композиторы: Schnittke, Alfred / Шнитке Альфред
Дирижеры: Rozhdestvensky Gennady / Рождественский Геннадий
Оркестры/Хоры: Symphony Orchestra of the USSR Ministry of Culture / Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР USSR Ministry of Culture Chamber Choir / Государственный камерный хор Министерства культуры СССР
Жанры: Geistliche Musik Кантата Концерт Произведения для солиста с оркестром
Альфред Гарриевич Шнитке родился в городе Энгельсе, центре Республики немцев Поволжья, в семье журналиста и переводчика.
В 1946-1948 годах он жил с семьей в Вене, где его отец работал в немецкой газете "Österreichische Zeitung". Там мальчик получил первые музыкальные впечатления, стал брать уроки игры на фортепиано и начал сочинять. Этот период запечатлелся в памяти композитора на всю жизнь: его жизнь была пронизана влиянием Австрии и австрийской культуры, ее традициями, уходящими в далекие века (по выражению самого композитора, "звено, скрепленное чувством исторической цепи", "аура прошлого").
Вернувшись в Россию, Шнитке в 1953 году окончил Музыкальное училище имени Октябрьской революции (ныне Музыкальное училище имени Шнитке, филиал Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке), затем продолжил обучение в Московской консерватории, которую окончил в 1958 году, а в 1961 году - аспирантуру. С 1961 по 1972 год он работал преподавателем Московской консерватории, где преподавал оркестровку, чтение партитур и контрапункт; по композиции у него был только один студент, так как в то время "авангардистам" Альфреду Шнитке и Эдисону Денисову не доверяли учить молодых композиторов в консерватории.
В годы советской власти музыка Шнитке не имела никакой официальной поддержки. Долгое время он был практически лишен возможности выехать за границу из-за своей позиции, не совпадавшей с мнением руководства Союза композиторов. С наступлением перестройки музыка Шнитке стала более известной и признанной не только в родной стране, но и за рубежом. В 1988-1990 годах прошел целый ряд фестивалей, посвященных его творчеству, - в Горьком, Мальме, Гетеборге, Стокгольме, Берлине, Лондоне. В конце 1980-х годов Шнитке часто выезжал за границу, с 1989 года вел класс композиции в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге, а в 1991 году переехал в Гамбург. Тем не менее, композитор никогда не терял связи с родной страной, где он получил признание и любовь слушателей.
Альфред Шнитке - автор более 200 сочинений в самых разных жанрах. Его предпочтение крупномасштабных жанров связано с концептуальной и драматургической остротой и ощущением конфликтности музыкального мышления. На протяжении всей своей жизни он писал также музыку для кино и театра, что позволило сформировать тенденцию полистилистики и соединить в его музыкальном языке высокое и банальное как средство восприятия современного мира.
В музыке Шнитке сочетаются экспериментальные поиски нового и опора на глубокую традицию, острая выразительность звучания и неоромантическое начало. Композитор тесно связан как с русской культурой (Гоголь, Достоевский), так и с немецкой; он воплотил в своей музыке важнейшие черты русского и немецкого менталитета - возвышенную духовность, философский ум, сложный эмоциональный мир. Характерной чертой музыкального искусства XX века является диалог с прошлым, например, возрождение исторических жанров. Среди последних особое место занимает жанр concerto grosso. Это широко распространенный в эпоху барокко, в творчестве таких композиторов, как И.С. Бах и Гендель, тип концерта для оркестра и концертной группы солирующих инструментов. К этому жанру Шнитке обращался на протяжении всей своей жизни (Первый концерт гроссо, самый популярный из всех, был написан в 1977 году, а последний, Шестой, - в 1993 году, за пять лет до смерти композитора).
Concerto grosso №2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра (1981-1982) написан в технике полистилистики: основы барочного стиля сочетаются с музыкальным языком XX века. Четырехчастный цикл построен по принципу контраста. Во вступлении солирующая виолончель (позже к ней присоединяется скрипка) излагает основную лейтмотивную тему сочинения - это своего рода личные размышления, собственный голос композитора. Она прерывается веселой моторной музыкой - здесь наиболее очевидны аллюзии на барочный концерт, хотя диссонансные вкрапления напоминают о современности (прием "затирания" стилистической модели).
Вторая часть - пассакалья, представляющая вариации на басовую тему (жанр, также характерный для эпохи барокко). В ней сочетаются вековая семантика жанра (от Баха до Шостаковича) и индивидуальная экспрессия, поднимающая эту музыку до высот подлинной трагедийной стихии. Это "ядро" произведения эмоционально наиболее раскрыто, оно подвержено враждебным вторжениям и заряжено внутренними конфликтами. Музыка "Пассакальи" относится к лучшим страницам творчества Шнитке. Третья часть, в которой происходит возвращение в мир образов первой части, содержит те же барочные моторные качества, энергичный мажорный характер музыки и активно прогрессирующий тип развития. В кульминации звучит тема пассакальи, а завершается часть драматическим разрывом.
Четвертая часть (которая следует за третьей без перерыва) представляет собой послесловие, общее подведение итогов всего, что было до нее. Она построена исключительно на материале темы вступления. Отголоски других тем (пассакальи, мотивов барочного концерта и похоронного хорала) не меняют характера их звучания - светло-созерцательного и катарсического.
Кантата "История доктора Иоганна Фауста", написанная в 1983 году, - одно из самых значительных сочинений Альфреда Шнитке. Тема Фауста вообще является преобладающей в его творчестве. Кантата стала своеобразным итогом размышлений композитора над проблемами добра и зла, вины и искупления от нее жертвенностью, смерти и духовного бессмертия - всего того, что создает особую атмосферу его музыки: в ней живет дух высокой трагедии. Первоначально композитор задумал оперу на основе второй части "Фауста" Гете, но вскоре обратился к "Фольксбуху" Иоганна Шписа, написанному в 1587 году.
Фигура Фауста оказалась чрезвычайно привлекательной для композитора - как квинтэссенция той религиозно-философской тематики, которая волновала его на протяжении всей жизни. На эту тему уже через одиннадцать лет, за четыре года до своей смерти, Шнитке создал оперу, в которой музыка кантаты стала третьим актом.
В качестве либретто для своей "Кантаты" Шнитке взял последние главы "Фольксбуха", повествующие о конце жизни Фауста. Текст настолько хорошо подошел к задуманной им музыке, что он не изменил ни одного слова; был использован оригинальный немецкий текст (мировая премьера состоялась в Вене: кантата была написана по заказу Венского концертного общества, в честь 125-летия Венской вокальной академии), а для исполнения в России брат композитора, известный поэт и переводчик Виктор Шнитке, сделал эквиритмический перевод. Сам по себе жанр кантаты уже подразумевает эпоху барокко, однако это произведение больше напоминает ораторию, точнее, определенный тип "Страстей" или "антистрастей", по терминологии композитора, "негативных страстей". Даже распределение партий в целом соответствует "Страстям": рассказчик (евангелист) - тенор, Фауст (антагонист Христа) - бас, а хор выполняет двойную функцию - участника действия и комментатора событий.
Фигура Мефистофеля находится на расстоянии от остальных персонажей. Решение композитора в данном случае весьма оригинально: Мефистофель предстает в двух образах - "сладкоголосого соблазнителя" (контратенор) и "сурового карателя" (контральто).
Кантата состоит из 10 эпизодов:
1. Пролог. "Вот рассказ о суровой, страшной смерти доктора Фауста" (хор). 2. Близок час. "Когда истекли 24 года..." (рассказчик, Мефистофель, хор). 3. Прощание Фауста с учениками и друзьями. "Все идут в таверну и садятся за стол..." (хор, рассказчик). 4. Исповедь Фауста. "Многоуважаемые, возлюбленные господа, друзья мои..." (Фауст, хор, рассказчик). 5. Плач друзей Фауста. "Раз уж так вышло, и нет иного исхода..." (хор, рассказчик). 6. "Ложное утешение" (о Фаусте от Мефистофеля). "О, мой Фауст, что это за слабость сердца?..." (Мефистофель - обе партии, в два голоса). 7. Смерть Фауста. "Когда, после двенадцати, к часу ночи..." (Мефистофель, хор) 8. После смерти Фауста. "Те же магистры, бакалавры, студенты..." (Рассказчик, хор). 9. Эпилог (хор) 10. Заключительный хорал (продолжение кантаты, назидание потомкам). "Так бодрствуйте, бдите! Непрерывно ваш кусачий враг, дьявол жаждет жертв!" (четыре солиста, хор).
Кульминация кантаты - сцена преодоления Мефистофелем Фауста. Как ввести ее в музыку? Это поставило композитора перед проблемой. Сначала композитор решил воссоздать этот эпизод с помощью экспрессивной, диссонирующей музыки, что вполне соответствует эстетике XX века. Однако вскоре он понял, что не достигнет нужного эффекта. Вот как он сам об этом рассказывает: "Для того чтобы передать атмосферу адской бездны, необходим новый стилистический тип очернения, в частности, шокирующий стилистический контраст. Для этого я использовал ритм танго" "Популярный песенный стиль - хорошая маска для всякой дьявольщины, средство обволакивания души, поэтому я не вижу другого способа изобразить зло в музыке, кроме как добавить элемент народного стиля"
Этот эпизод производит на слушателя самое сильное впечатление. Часы бьют двенадцать. И с последним ударом появляется Мефистофель-убийца, каратель. Популярная певица (первоначально на эту роль планировалось пригласить Аллу Пугачеву) с микрофоном проходит через весь концертный зал, поднимается на сцену и одновременно поет популярную мелодию. Контраст между элементарной мелодией и пугающим натуралистическим текстом, описывающим самые страшные подробности гибели Фауста, поразителен. Это, в частности, то, что композитор в определенный момент назвал "приниженностью и банальностью".
Концертная судьба этого сочинения была непростой. После первой же репетиции (с Аллой Пугачевой) концерт был запрещен. Так получилось, что мировая премьера "Фауста" состоялась в Вене, и только через четыре месяца, 23 октября 1983 года (после многочисленных ходатайств и несмотря на непрекращающиеся препятствия) - в Москве; позднее, в 1984 году, он был показан в Ленинграде (в последнем спектакле, уже с Раисой Котовой в роли Мефистофеля-наказателя).
(мелодия. su)
Артикул: CDVP 166370
EAN: 0794881493227
Состав: CD
Состояние: Новое. Заводская упаковка.
Дата релиза: 01-03-2000
Лейбл: deluxeCDmusic
Исполнители: Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор Zilberquit Julia, piano / Зильберквит Юлия, фортепиано Ben-Zvi Eva, soprano / Бен-Цви Ева, сопрано Sergei Slonimsky (1932-2020) / Sergei Slonimsky (1932-2020)
Исполнители: Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор Zilberquit Julia, piano / Зильберквит Юлия, фортепиано Ben-Zvi Eva, soprano / Бен-Цви Ева, сопрано Sergei Slonimsky (1932-2020) / Sergei Slonimsky (1932-2020)
Композиторы: Prokofiev, Sergei / Прокофьев Сергей Shostakovich, Dmitri / Шостакович Дмитрий Slonimsky, Sergey / Слонимский Сергей
Дирижеры: Chistiakov Andrey / Чистяков Андрей
Оркестры/Хоры: Orchestra of the State Academic Bolshoi Theatre / Оркестр Государственного академического Большого театра СССР
Жанры: Orchesterwerke Вокальный цикл Камерная и инструментальная музыка Произведения для солиста с оркестром
Артикул: CDVP 1423605
EAN: 5029365942027
Состав: 49 CD
Состояние: Новое. Заводская упаковка.
Дата релиза: 01-01-2013
Лейбл: Brilliant classics
Исполнители: Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор Oistrakh David, violin / Ойстрах Давид, скрипка Vishnevskaya Galina, soprano / Вишневская Галина, сопрано Gedda (Harry Gustaf) Nikolai, tenor / Гедда (Гарри Густав) Николай, тенор
Исполнители: Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор Oistrakh David, violin / Ойстрах Давид, скрипка Vishnevskaya Galina, soprano / Вишневская Галина, сопрано Gedda (Harry Gustaf) Nikolai, tenor / Гедда (Гарри Густав) Николай, тенор Pluzhnikov Konstantin, tenor / Плужников Константин, тенор Nesterenko Eugeny, bass / Нестеренко Евгений, бас Hill Martyn, tenor / Хилл Мартин, тенор Tear Robert, tenor / Тир Роберт, тенор Würtz Klára, piano / Вюрц Клара, фортепиано Finnilä Birgit, mezzo / Финниля Биргит, меццо Rosler Timora, cello / Рослер Тимора, виолончель Bor Christiaan, violin / Бор Кристиан, скрипка Auer Edward, piano / Ауэр Эдвард, фортепиано Rosen Nathaniel, cello / Розен Натаниель, виолончель Thompson Marcus, viola / Томпсон Маркус, альт Rosenthal Paul, violin / Розенталь Пауль, скрипка Ivashkin Alexander, cello / Ивашкин Александр, виолончель Ortíz Cristina, piano / Ортиц Кристина, фортепиано Aleksashkin Sergei, bass / Алексашкин Сергей, бас Vaneev Vladimir, bass / Ванеев Владимир, бас Simoni Alla, soprano / Симони Алла, сопрано Rubackyté Mûza, piano / Рубацките Муза, фортепиано Stone Colin, piano / Стон Колин, фортепиано Mróz Leonard, bass / Мроз Леонард, бас Krenn Werner, tenor / Кренн Вернер, тенор Fyson Leslie, baritone / Файсон Лесли, баритон Keulen Isabelle van, violin / Кёлен Изабелла ван, скрипка Noble John, baritone / Нобл Джон, баритон Haugland Aage, bass / Хёугланн Оге, бас Arkhipov Alexander, tenor / Архипов Александр, тенор Byers Alan, tenor / Бьерс Алан, тенор Tarassova Marianna, mezzo / Тарасова Марианна, меццо Kuznetsov Fedor, bass / Кузнецов Фёдор, бас Sokolova Ljubov, mezzo / Соколова Любовь, меццо Zaremba Elena, mezzo / Заремба Елена, меццо Petkov Dimiter, bass / Петков Димитер, бас Malta Alexander, bass / Мальта Александр, бас Sitkovetsky Dmitry, violin / Ситковецкий Дмитрий, скрипка Lapiņš Andris, tenor / Лапиншь Андрис, тенор Gabouri Elena, mezzo / Габури Елена, меццо Janiszewski Jacek, bass / Янишевский Яцек, бас Matthews Kevin, tenor / Маттьюс Кевин, тенор Kuusik Oliver, tenor / Kuusik Oliver, tenor Lehotsky Michal, tenor / Лехотскы Михаль, тенор Krutikov Mikhail, bass / Крутиков Михаил, бас Suleimanov Stanislav, bass / Сулейманов Станислав, бас Babykin Anatoly, bass / Бабыкин Анатолий, бас Gluboky Peter, bass / Глубокий Пётр, бас Shkirtil Mila, mezzo / Шкиртиль Мила, меццо Lukonin Mikhail, baritone / Луконин Михаил, баритон Serov Yuri, piano / Серов Юрий, фортепиано Kovalenko Lidia, violin / Коваленко Лидия, скрипка Evtodieva Victoria, soprano / Евтодьева Виктория, сопрано Molokina Irina, cello / Молокина Ирина, виолончель Pochapsky Vyacheslav, bass / Почапский Вячеслав, бас Rechetniak Nikolai, baritone / Решетняк Николай, баритон Emmerson Stephen, piano / Эммерсон Стивен, фортепиано Petrushansky Boris, piano / Петрушанский Борис, фортепиано Lewington James, tenor / Левингтон Джеймс, тенор Kasatschuk Vladimir, tenor / Казачук Владимир, тенор Kravchenko Tatyana, piano / Кравченко Татьяна, фортепиано Vaillant Ludovic, trumpet / Вайян Людовик, труба
Композиторы: Shostakovich, Dmitri / Шостакович Дмитрий Khachaturian, Aram / Хачатурян Арам
Дирижеры: Barshai Rudolf / Баршай Рудольф Rozhdestvensky Gennady / Рождественский Геннадий Mravinsky Evgeny / Мравинский Евгений Gorenstein Mark / Горенштейн Марк Polyansky Valery / Полянский Валерий Kuchar Theodore / Кухар Теодор Berglund Paavo / Берглунд Пааво Judd James / Джадд Джеймс Cluytens André / Клюитанс Андрэ Rostropovich Mstislav / Ростропович Мстислав Davis Andrew / Дейвис Эндрью Jurowski Mikhail / Юровский Михаил Chistiakov Andrey / Чистяков Андрей Petrenko Vasily / Петренко Василий Popov Victor / Попов Виктор
Оркестры/Хоры: USSR State Symphony Orchestra / Russian State Academy Symphonic Orchestra / Государственный академический симфонический оркестр СССР / Российский государственный академический симфонический оркестр Orchestra of the State Academic Bolshoi Theatre / Оркестр Государственного академического Большого театра СССР London Philharmonic Orchestra (LPO) / Лондонский филармонический оркестр Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin / Симфонический оркестр Берлинского радио Ukrainian State Symphony Orchestra / Национальный симфонический оркестр Украины WDR Sinfonieorchester Köln / Симфонический оркестр Кёльнского радио (Симфонический оркестр Западногерманского радио) Bournemouth Symphony Orchestra / Борнмутский симфонический оркестр Orchestre National de France / Национальный оркестр Франции RIAS Kammerchor / Камерный хор радиостанции RIAS (Берлин) BBC Symphony Orchestra / Симфонический оркестр Би-Би-Си (Британской радиокорпорации) Moscow Symphony Orchestra / Московский симфонический оркестр Royal Liverpool Philharmonic Orchestra / Ливерпульский королевский филармонический оркестр Ambrosian Opera Chorus / Амвросианский оперный хор Deutsches Symphonie-Orchester Berlin / Немецкий симфонический оркестр (Берлин) WDR Rundfunkchor Köln / Хор Западногерманского радио St. Petersburg Youth Chamber Choir / Молодёжный камерный хор Санкт-Петербурга Chorus of the Moscow Academy of Choral Art / Хор Московской Академии хорового искусства
Жанры: Балет/Танец Вокальный цикл Камерная и инструментальная музыка Концерт Марши, Вальсы, Танцы, другие Оркестровые миниатюры Опера, интермедия, серената Оратория Оркестровые произведения Песни / Романсы Произведения для солиста с оркестром Симфоническая музыка Транскрипции Увертюра Фортепьянные дуэты / Ансамбли для нескольких пианистов Фортепьяно соло Хоровые произведения / Произведения для хора и солистов
Артикул: CDVP 000062
EAN: 4600317111923
Состав: 2 CD
Состояние: Новое. Заводская упаковка.
Дата релиза: 01-01-2007
Лейбл: Мелодия
Исполнители: Rybasenko Vladimir, bass / Рыбасенко Владимир, бас Tarkhov Vladimir, tenor / Тархов Владимир, тенор Belykh Valery, bass / Белых Валерий, бас Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор
Исполнители: Rybasenko Vladimir, bass / Рыбасенко Владимир, бас Tarkhov Vladimir, tenor / Тархов Владимир, тенор Belykh Valery, bass / Белых Валерий, бас Kurpe Nikolai, tenor / Курпе Николай, тенор Sarkisov Ashot, bass / Саркисов Ашот, бас Akimov Eduard, baritone / Акимов Эдуард, баритон Sasulova Nina, soprano / Сасулова Нина, сопрано Druzhinin Boris, tenor / Дружинин Борис, тенор Lomonosov Alexander, tenor / Ломоносов Александр, тенор Парамонов Игорь, бас-баритон / Парамонов Игорь, бас-баритон Соловьянов Валерий, бас / Соловьянов Валерий, бас Sokolenko Ludmila, soprano / Соколенко Людмила, сопрано Брайм Александр, тенор / Брайм Александр, тенор Sapegina Ludmila, mezzo / Сапегина Людмила, меццо Уколова Людмила, сопрано / Уколова Людмила, сопрано
Композиторы: Shostakovich, Dmitri / Шостакович Дмитрий
Дирижеры: Rozhdestvensky Gennady / Рождественский Геннадий
Оркестры/Хоры: State Leningrad Philarmonic Symphony orchestra / Academic Symphony Orchestra of the St. Petersburg Philharmonia / Заслуженный коллектив России, академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии Chorus of the Moscow Chamber Opera Theatre / Хор Камерного музыкального театра оперы имени Б.А. Покровского Orchestra of the Moscow Chamber Opera Theatre / Оркестр Камерного музыкального театра оперы имени Б.А. Покровского
Жанры: Опера, интермедия, серената